Свободные экономические зоны – основная площадка для привлечения инвестиций и развития экспортного потенциала

26/12/2019 - 15:08 2382

 В настоящее время Республика Узбекистан вступает в новую эру экономического развития с волной либерализации экономики. Разрабатываются и внедряются новые механизмы и инструменты становления в республике современного инновационного производства, формирования благоприятной для жизнедеятельности среды, позволяющие создать имидж Узбекистана на международной арене как индустриальной страны.

Одним из таких механизмов является формирование свободных экономических зон (СЭЗ), практика функционирования которых демонстрирует успехи развития различных сфер экономики во многих странах мира. Согласно анализу мер инвестиционной политики, в стратегиях промышленного развития ЮНКТАД, специальные зоны используют примерно 80% развитых и развивающихся стран.

В настоящее время в 140 странах мира существуют более 4500 СЭЗ, в которых трудятся около 70 млн. человек. По мировым прогнозам, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота.[1]

Создание и развитие СЭЗ актуально и для Узбекистана. Их можно рассматривать как один из путей решения экономических проблем республики и генерации новых идей для внедрения инноваций в производственные процессы. СЭЗ позволяют обеспечить насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, расширение экспорта, увеличение валютных поступлений, создание возможностей для подготовки и переподготовки кадров, соответствующих международным стандартам.

Основными целями создания СЭЗ в республике должно стать: подъем экономики страны и регионов, решение задач по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и туризма, включение национальных хозяйств в международное разделение труда, а также развитие предпринимательства и повышение уровня жизни населения страны.

На сегодняшний день в республике функционируют 22 СЭЗ, из них 11 промышленные зоны, 8 фармацевтические зоны, 2 агропромышленные зоны и 1 туристическая зона.

Всего с 2010 года в СЭЗ республики реализовано 241 инвестиционных проектов общей стоимостью 1 332,1 млн. долл. США. В результате реализации данных проектов создано 19 672 рабочих мест. Кроме того, на стадии реализации находятся 442 проекта общей стоимостью 2 166,9 млн. долларов США.  В результате реализации данных проектов предусматривается создание более 35 тысяч новых рабочих мест,

В ближайшей перспективе предусмотрена реализация 90 проектов на сумму 1 967,8млн. долл. США

Вместе с тем, в результате анализа деятельности свободных экономических зон выявлен ряд проблем и вопросов, требующих незамедлительного решения.

Так, существуют сложности в своевременном предоставлении земельных участков, а также отборе инвестиционных проектов, трудности в получении доступных банковских кредитов, обеспечением развитой дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры и др.

Кроме того, новые СЭЗ создаются без проведения глубоких исследований целесообразности размещения инвестиционных проектов, наличия и уровня готовности проектов для реализации. Результатом является то, что на сегодняшний день из 22 СЭЗ производственная деятельность начата только в 13 СЭЗ. Из 8 зон, специализирующихся на производстве фармацевтической продукции реализованы инвестиционные проекты только в СЭЗ «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм» и «Бойсун-фарм». Во вновь созданных СЭЗ «Наманган», СЭЗ «Термез» и СЭЗ «Андижон-фарм» потенциальные инвестиционные проекты только проходят этап разработки и экспертизы.

Для обеспечения развитой дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктурой предусмотрено реализация 114 мероприятий в общей сложности 492,8 млрд.сум.

На сегодняшний день готовятся проектно-сметные документации, а также отбор подрядчиков для реализации данных мероприятий.

Несмотря на то, что одним из задач СЭЗ - это развития экспорта и организации высокотехнологичных производств по глубокой переработке местного сырья, проведенный анализ реализуемых проектов указывают на недостаточное выполнение этой задачи. На сегодняшний день из 22 СЭЗ внешнеэкономическая деятельность осуществляется только в 9 СЭЗ.

В объеме промышленного производства доля производства промышленной продукции СЭЗ составляет менее 1 %, а экспортируется из нее не многим более 22 % произведенной продукции. В зарубежных странах экспорт продукции этих зон составляет 40-60 %.

Для СЭЗ Республики Узбекистан характерными являются следующие особенности:

- отрицательное сальдо внешнеэкономического оборота;

- незначительный удельный вес продукции предприятий СЭЗ в ВВП страны (менее 1%);

- низкие объемы экспорта;

- невысокая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- ориентация экспорта в основном на страны СНГ;

- низкая диверсификация производства и, соответственно, экспорта.

Следует принять ряд мер и включить механизмы, способствующие созданию высокоэффективных промышленных зон с высоким экспортным потенциалом.

В практике из-за длительности процесса получения кредитных ресурсов, несвоевременной конвертации полученных кредитов для приобретения оборудования, комплектующих изделий и материалов многими предприятиями СЭЗ систематично не выполняются прогнозные параметры производства и экспорта. Кроме того, высокие процентные ставки кредитных ресурсов (24% и выше), а также дефицит льготных валютных кредитов (5-8%) через кредитные линии международных финансовых кредитных организаций снижают конкурентоспособность производимой продукции и, соответственно, возможность ее экспорта.

Необходимо создание условий для свободного кредитования предприятий СЭЗ, своевременной конвертации и обеспечения возможности использования кредитов международных финансовых организаций для производства экспортоориентированной продукции.

Не отлаженность вопросов создания инфраструктуры, нерегулярность обеспечения электроэнергией, газом, водой, а также высокие железнодорожные тарифы, несвоевременная подача вагонов и отгрузка-загрузка сырья и товаров не дает возможность эффективному использованию данного вида транспорта и приводит к дополнительным расходам и трате времени, снижают экспортные возможности СЭЗ. Это требует своевременного и полного выполнения запланированных объемов работ по созданию и развитию производственной и транспортной инфраструктуры СЭЗ.

Для повышения эффективности деятельности СЭЗ, повышения их экспортных возможностей необходимо использовать практику зарубежных стран по передаче функции дирекции СЭЗ иностранным компаниям стран, активно инвестирующим в данную зону и имеющим опыт в развитии и управлении экономическими зонами. Например, к налаживанию фармацевтических производств в СЭЗ «Андижан-фарм» проявляет большой интерес фармацевтический бизнес Индии, выступающий стратегическим партнером в ее создании и организации современных производств по выпуску фармацевтической продукции и лекарственных средств. Специализированная индийская компания могла бы успешно выполнять функции дирекции данной СЭЗ.

В крупных комплексных СЭЗ должны создаваться условия, направленные на формирование благоприятной организационной среды, предоставляющей иностранным инвесторам возможность выбора канала выхода на внутренний рынок в зависимости от его приоритетов, за счет разработки четких целей и соответствующей дифференциации условий размещения иностранных инвестиций.

Дирекциям свободных экономических зон следует осуществлять активную рекламную, информационную деятельность в республике и за рубежом в целях освещения условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в зонах и привлечения иностранных и национальных инвесторов. Следует определить ответственные органы за рекламную и информационную деятельность, так как в настоящее время эта работа проводится недостаточно активно. Так, многие зоны не имеют собственного официального сайта в Интернете.

Необходимо провести инвентаризацию и сравнение налоговых льгот, предоставляемых на территориях СЭЗ, с льготами, предоставляемыми по отдельным отраслям, и оценить выгодность размещения субъектами отдельных отраслей своих производств именно на территории СЭЗ. Это позволит создать действительно более благоприятный режим деятельности в зонах и активизировать привлечение инвестиций.

Таким образом, реализация вышеуказанных мер будет способствовать развитию новых конкурентоспособных производств, углублению промышленной кооперации, созданию на этой основе новых рабочих мест и повышению доходов населения.

 

[1] Об актуальных проблемах развития свободных экономических зон в Республике Узбекистан. Информационно-аналитический доклад. Ташкент, ПРООН, 2018, стр.3.

 

 

А.Шовкатов, начальник управления
Министерства экономики и промышленности

А.Акрамов, руководитель группы ИПМИ