Финансы: Инвестиции – основной инструмент экономического роста

20/02/2007 - 16:49 7197

В минувшем году объем привлеченных иностранных инвестиций в национальную экономику увеличился на 20 процентов.

По данным Министерства экономики, в 2006 году в экономику Узбекистана было привлечено в рамках Инвестиционной программы 895,7 млн. долларов США иностранных инвестиций - 120 процентов по отношению к 2005 году. В сравнении с 2000 годом этот показатель выглядит еще более впечатляющим. Если доля ПИИ в Инвестиционной программе 2000 года составляла 10,2 процента от общего объема привлеченных иностранных инвестиций, то в 2006 их удельный вес превысил 75 процентов, уточнил начальник главного управления структурных преобразований экономики и формирования инвестиционных программ Министерства экономики Жамол ШУКУРОВ. Общая же сумма прямых иностранных инвестиций составила в 2006 году 683,8 млн. долларов, сообщил он.

- Жамол Мухтарович, аналитики образно называют инвестиции «дешевым топливом» для экономики, пусковым механизмом для развития бизнеса и так далее. Не случайно на февральском заседании правительства глава государства назвал привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в числе важнейших приоритетов. Что было сделано в этом направлении за прошлый год? Об этом, видимо, можно судить по выполнению Инвестиционной программы, которая представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на достижение устойчивого и динамичного развития?

- Начну с того, что значительное увеличение притока прямых иностранных инвестиций – добрый знак для экономики. Почему? Потому что иностранный капитал несет из стран с высоким уровнем экономического развития современные технологии, управленческий опыт и культуру ведения бизнеса. К тому же он вкладывается в развитие реального сектора экономики на длительный срок. Есть еще один важный нюанс

– это признание нашими зарубежными партнерами эффективности проводимых в республике рыночных реформ. Поэтому для нашей экономики наиболее привлекательны именно прямые иностранные инвестиции.

В минувшем году инвестиционный поток устремился главным образом в нефтегазовый комплекс, электроэнергетику, цветную металлургию, машиностроение и легкую, прежде всего текстильную промышленность. Анализ показывает, что 34,6 процента инвестиций были направлены в сферу топливно-энергетического комплекса, химии, металлургии и машиностроения. Далее следует комплекс сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров – 17,8 процента. Конкретным свидетельством проводимых в стране структурных реформ является опережающее развитие легкой промышленности. Составляющие этого процесса - ввод в строй оснащенных современным оборудованием и техникой предприятий, формирование совместных с иностранными инвесторами производств, значительно возросший объем экспорта на мировом рынке конкурентоспособной готовой продукции. 15,3 процента иностранных инвестиций пришлись на сферу информационных технологий и коммуникационных систем.

Результативность работы частного иностранного капитала иллюстрируют такие цифры. По 13 проектам с участием прямых иностранных инвестиций, введенным в прошлом году в рамках Инвестиционной программы, осуществлен экспорт продукции на сумму свыше 80 млн.долл. Это в основном проекты текстильной отрасли, такие как ИП «БФ текстайл продакшн», ИДП "Muruvvat-Teks" в г.Ташкенте и СП «Бурсел Ташкент текстиль» в г. Чирчике по выпуску трикотажных изделий, СП "Хоразм-Нуртоп" по выпуску хлопчатобумажной пряжи. Востребованными на внешнем рынке является детское питание СП "Нестле-Узбекистан", консервная продукция СП "Лаззат Мева", рыбные консервы ИП "FORA SEAFOODS", кожаные изделия совместного предприятия "Синлонг" и ряд других.

- Как вы оцениваете снижение доли привлекаемых инвестиций под правительственную гарантию в общем портфеле иностранных инвестиций?

- Действительно, в течение последних лет удельный вес иностранных инвестиций под правительственную гарантию постепенно сокращается. С 2000 года по 2004 год этот показатель снизился с 89,8 до 55,8 процентов соответственно, а в 2006 году составил всего 23,7 процента. Это объясняется тем, что в последние годы государство отошло от финансирования коммерчески окупаемых проектов. Правительство гарантирует исключительно те проекты, которые могут и не иметь экономической выгоды, но социально важны. Это, в первую очередь, проекты в сфере водоснабжения, образования и здравоохранения, инфраструктуры транспорта и связи.

Вместе с тем, в прошлом году общая сумма таких инвестиций превысила 211,9 млн. долларов и по сравнению с 2005 годом рост составил 105,4 процента. Наиболее успешные проекты - по поддержке сельскохозяйственных предприятий и повышению производительности зерновых культур, реализуемых Министерством сельского и водного хозяйства с привлечением займов международных финансовых институтов. Завершается модернизация железных дорог на участке Самарканд – Ходжидавлет. Успешно реализуются проекты по обеспечению питьевой водой населения городов Бухара, Гулистан, Джизак, Карши и Самарканд, которые завершатся в 2008 году. Велась модернизация Ташкентской ТЭС, введен энергоблок Талимарджанской ТЭС, продолжалось комплексное перевооружение Телерадиовещательной компании Узбекистана.

В середине прошлого года в рамках гарантированных правительством кредитов была пересмотрена процедура регистрации импортных контрактов, которые финансируются за счет средств международных финансовых институтов. Приближение к международной практике значительно сократило сроки экспертизы и регистрации импортных контрактов на закупку современного импортного оборудования.

- Из беседы вытекает, что прямые иностранные инвестиции станут основным фактором роста инвестиций в 2007 году.

- Более того, руководством республики последовательно осуществляется политика динамичного, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны. В ней ведущая роль отводится модернизации и техническому перевооружению ведущих, прежде всего базовых отраслей экономики. Иными словами, создаются условия для так называемого «промышленного рывка», предусматривающего отход от сырьевой направленности экспорта и выход республики на мировой рынок с законченной готовой продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Для этого Указом Президента страны в мае прошлого года создан Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан с уставным капиталом в размере одного миллиарда долларов. Он призван финансировать проекты в первую очередь по техперевооружению, а следовательно и наращиванию темпов и объемов производства в топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности, машиностроении и х цветной металлургии. Функции генерального проектировщика постановлением Президента возложены на институт «Узтяжнефтегазхимпроект».

Следует отметить и такой немаловажный факт: в последние годы увеличиваются объемы собственных средств предприятий, направляемых на реализацию проектов в базовых отраслях экономики. В Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2007 год впервые включен отдельным приложением перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных средств ГАК "Узбекэнерго", НХК "Узбекнефтегаз", Алмалыкского и Навоийского горно-металлургических комбинатов и ГАЖК "Узбекистон темир йуллари". Общий объем капвложений на нынешний год этими предприятиями, по прогнозу, составляет 513,9 млрд.сумов по 19 проектам.

Процессы модернизации и обновления отечественных предприятий по инициативе главы государства сопровождаются солидными налоговыми льготами. Инвестиции, направляемые предприятиями в новейшие технологии и ноу-хау за счет собственных и привлеченных средств, освобождаются на три года от обложения налогом на доходы (прибыль), а установленное и используемое в производственном процессе новое оборудование - от налога на имущество.

Это хороший шанс для отечественных производителей «поиграть мускулами» на мировом рынке в конкуренции с зарубежными производителями. В свою очередь, перспектива реализации продукции по более высоким мировым ценам обернется дополнительными средствами для обновления технологического парка современным оборудованием.

Совершенно новое направление – проекты в рамках Механизма чистого развития. В декабре прошлого года было принято постановление Президента республики «О мерах по реализации инвестиционных проектов в рамках Механизма чистого развития Киотского Протокола». Министерство экономики назначено национальным органом. Проще говоря, мировое сообщество приняло решение, что индустриально развитые страны примут обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, которые оказывают отрицательное влияние на атмосферу планеты. Узбекистан ратифицировал этот протокол, но у него нет обязательств по сокращению парниковых газов. Как в таких случаях может развиваться сценарий? Скажем, Япония, имеющая достаточное количество заводов, вынуждена сокращать производство, чтобы уменьшить выброс вредных газов, либо платить штрафы за превышение выбросов. Альтернативный вариант – она может совместно со странами, которые не имеют обязательств по сокращению выбросов, реализовать проекты на действующих заводах по сокращению выбросов парниковых газов. И полученные таким образом сокращения выбросов республика имеет право им продавать в виде квот. Постановлением Президента уже определены три предприятия химической отрасли, где предусмотрена установка технологий, снижающих выбросы в атмосферу закиси азота. Учитывая, что торги квотами на мировом рынке будут осуществляться с 2008 по 2012 годы, т.е. в течение пяти лет, чем раньше мы реализуем такие проекты, тем эффективнее можем воспользоваться предоставленной возможностью.

- Получается, что нынешний год станет определяющим в подготовке к участию в торгах?

- Да, и это требует реализации данных проектов по ускоренной схеме. Поэтому 10 января нынешнего года принято постановление Кабинета Министров о порядке подготовки и реализации проектов по Механизму чистого развития. То есть уже в течение 2007 года можно ожидать приток инвестиций в те сферы, где можно реализовать проекты в рамках Механизма чистого развития. Это нефтегазовый комплекс, угольная отрасль, практически подпадает под действие этого механизма вся энергетика, а также, что довольно интересно и привлекательно для частного сектора, дехканские и фермерские хозяйства. Большой потенциал имеет коммунальная сфера, которая может сократить выбросы метана – одного из видов парниковых газов в канализационных коллекторах. За счет дополнительных инвестиций в рамках Механизма чистого развития можно организовывать проекты по реконструкции канализационных сетей. Что это дает республике? Во-первых, решаются экологические вопросы, во-вторых, стимулируется переход на энергосберегающие технологии, в-третьих, Механизм чистого развития позволяет привлечь дополнительные инвестиции в отдельные сектора реальной экономики. В этом плане открываются достаточно интересные и большие перспективы.

В целом прогнозы на 2007 год – реальные и обоснованные. Анализ выполнения Инвестиционной программы 2006 года выявил проблемы, которые препятствовали успешной реализации некоторых проектов. На его основе подготовлены предложения по совершенствованию нормативных аспектов, процедурных вопросов, комплексности и взаимосвязанности развития отдельных отраслей экономики.

Беседовала Вера Рудакова.