Тенденции - Эффективный опт

29/01/2007 - 16:47 6292

По прогнозам Министерства экономики, в 2007 году доля товарооборота в сельской местности повысится с нынешних 28 до 35 процентов. Это произойдет за счет создания дополнительной розничной сети, особенно в труднодоступных районах, расширения и укрепления хозяйственных связей сельских магазинов с промышленностью и оптовыми организациями.

Как сообщили в ключевом экономическом ведомстве, для сокращения внебанковского денежного оборота, развития цивилизованных форм торговли предполагается повысить долю оборота магазинов с 30 процентов в 2006 году до 35 в наступившем за счет ускоренного развития оптового звена. Непременное условие – увеличение оборота региональных баз ассоциации предприятий оптовой торговли «Узулгуржисавдоинвест», расширение хозяйственных связей опта с отечественной промышленностью, более полное насыщение магазинов товарами широкого ассортимента.

Благоприятные прогнозы связаны и с увеличением доли непродовольственных товаров в оптовом обороте предприятий системы ассоциации: с 10 процентов в прошлом до 40 - до конца 2007 года. Как явствует из предоставленной экспертами Минэкономики информации, главная надежда возлагается на работу оптового звена. Как известно, приватизация в этой важной сфере, которую называют двигателем производства (как отечественного, так и зарубежного) была завершена в первой половине 90-х годов. Доля негосударственной собственности в торговле возрастала и в 2006 году составила 99,7 процента, в том числе частной собственности граждан с образованием юридического лица – более 12 процентов.

Аналитики отмечают, что рыночные преобразования экономики, разви-тие малых и частных предприятий розничной торговли негосударственных форм собственности стимулировали процессы более полного насыщения магазинов товарами. Исчез дефицит, а состояние потребительского рынка по спросу и предложению оценивалось как сбалансированное. Вместе с тем, по их мнению, за последние пять лет, несмотря на опережающий рост численности сельского населения сельская торговля не получила соответствующего развития из-за недостаточности оборотных средств и стала значительно отставать. Розничный товарооборот в сельской местности стал в 2,5 раза ниже, чем в городах.

Эксперты задались вопросом: почему, несмотря на увеличение количества предприятий, занимающихся оптовой торговлей, эффективность их работы стала снижаться? А ведь опт является важным связующим звеном, обеспечивает хозяйственные связи между производителями, потребителями продукции, способствует сбалансированности их экономических интересов в удовлетворении потребностей потребителей в ассортименте товаров. По данным Министерства экономики, за последние годы количество оптовых предприятий увеличилось в 1,5 раза, а общий их оборот возрос чуть более, чем на 10 процентов.

Более глубокий анализ выявил наличие существенных проблем в развитии этого важного звена. Действующая в то время система оптовой торговли не имела устойчивых связей с отечественной промышленностью, а рост общего оборота оптовых предприятий достигнут за счет посреднической деятельности. Роль оптового звена, как фактора формирования портфеля заказов для производителей, организатора системы товародвижения была утрачена. Стремительно снижалось качество услуг оптовой торговли, т.к. подавляющее большинство оптовых предприятий не располагали соответствующими складскими помещениями, технологическим оборудованием и объективно не могли оказывать торговые услуги в классическом понимании предоставления этих видов услуг. Это повлияло на разбалансированность спроса, предложения, уровень насыщения магазинов товарами и качество торгового обслуживания, деятельность отечественных товаропроизводителей, которые, помимо производства, стали заниматься продвижением готовой продукции до потребителя. Розничные торговые предприятия, особенно расположенные в сельской местности, не имели доступа к товарным ресурсам.

По сельской торговле сложился более высокий уровень торговых издержек, по сравнению с городами, в первую очередь, из-за транспортных расходов и звенности товародвижения. Исследования отдельных региональных потребительских рынков показали, что утрата отечественными товаропроизводителями доли внутреннего рынка произошла в значительной мере из-за неэффективной деятельности оптового звена. Устойчивое же экономическое развитие потребительского рынка возможно только при условии функционирования высокоразвитого опта.

В связи, с чем было принято решение о создании такого звена. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2006 года "О мерах по либерализации и созданию благоприятных условий для развития оптовой и розничной торговли" создана Ассоциация предприятий оптовой торговли. В ее состав вошло 38 территориальных оптовых баз, в том числе 19 - по реализации продуктов питания и столько же - по реализации непродовольственных товаров. Республиканским специализированным оптовым базам- конторам и их территориальным базам, входящим в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли предоставлены на три года льготы по уплате налогов.

На 2007 год установ-лены ставки единого налогового платежа для сельских магазинов, расположенных в труднодоступных и горных районах, которые не превышают 1 % от валовой выручки. Налоговые льготы, предоставленные оптовым базам, сельским магазинам, сокращение звенности товародвижения за счет расширения оптовых поставок, является существенным фактором по сдерживанию роста цен на товары, реализуемые сельскому населению. Сегодня уже можно говорить о первых результатах. Оборот региональных оптовых баз за неполный 2006 год составил 50,6 млрд. сумов. Розничный товарооборот в 2006 году по сравнению с предыдущим годом возрос на 14,8 процента и составил 7460,8 млрд. сумов, причем оборот продовольственных то-варов составил 3835 млрд. сумов, непродовольственных - 3625,8 млрд. За 2006 год создано 2094 новых розничных торговых предприятия, в том числе 668 - в сельской местности. Из 576 предприятий общественного питания 242 организовано в сельской местности. Построено 36 торгово-бытовых комплексов, оказывающих широкий спектр услуг населению. 23 комплекса организовано на селе.

В настоящее время, как сообщили в экономическом ведомстве, происходят позитивные изменения в сторону увеличения в объеме продаж непродовольственных товаров, расширяется их ассортимент за счет товаров отечественного производства. Укрепляется отечественный рынок товаров сложной бытовой техники. В прошлом году производство отечественных холодильников увеличилось в 7 раз, телевизоров – в 1.7 раза. Введение оптового звена не замедлило отразиться и на оборотах торговли в сельской местности – он увеличился с 20,5 процента в 2005 году до 28 – в прошлом.