Положение о Министерстве экономики Республики Узбекистан

26/05/2007 - 14:43 7307

I. Общие положения

  1. Настоящее Положение определяет статус, задачи, функции, компетенцию и организационные основы деятельности Министерства экономики Республики Узбекистан (далее - Министерство экономики).
  2. Министерство экономики Республики Узбекистан образовано в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2002 г. №УП-3183 "О реорганизации Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан".
  3. Министерство экономики является органом государственного управления, осуществляющим разработку и реализацию долгосрочной стратегии и комплексных программ развития страны, проведение глубоко продуманной и сбалансированной социально-экономической политики, направленной на решение следующих важнейших задач:
    • - обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивого, сбалансированного и динамичного развития экономики;
    • - формирование многоукладной и эффективно функционирующей экономики, обеспечение ведущей роли частной собственности, развитие рыночной инфраструктуры;
    • - осуществление целенаправленной структурной политики, направленной на эффективное и рациональное использование богатейших природных и минерально-сырьевых ресурсов, созданного производственного и научно- технического потенциала, развитие экспортного потенциала и обеспечение широкой интеграции экономики страны в мировую экономическую систему;
    • - создание новых рабочих мест, решение проблемы рациональной занятости трудовых ресурсов, усиление адресной социальной защиты населения, обеспечение устойчивого, поступательного роста уровня жизни населения, развития социальной инфраструктуры;
    • - обеспечение пропорционального и комплексного развития экономики регионов страны, оптимального и эффективного развития и размещения производительных сил по территории республики.

    Министерство экономики осуществляет реализацию возложенных на него задач путем разработки и обеспечения реализации краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и координации деятельности министерств и ведомств, входящих в Общеэкономический комплекс Кабинета Министров Республики Узбекистан.

    Реализация координирующей роли Министерства экономики в деятельности Общеэкономического комплекса осуществляется через Объединенную коллегию при Министерстве экономики. Положение об Объединенной коллегии при Министерстве экономики утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

  4. Министерство экономики в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.
  5. Министерство экономики в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, решениями Олий Мажлиса, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.
  6. Решения Министерства экономики, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения центральными экономическими органами, министерствами, ведомствами, местными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами.
  7. Министерство экономики при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с другими государственными органами и органами исполнительной власти на местах.
  8. Министерство экономики является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, имеет самостоятельный баланс, свои расчетные счета, в том числе валютные.

II. Задачи Министерства экономики

  1. Основными задачами Министерства экономики Республики Узбекистан являются:
    • организация разработки, исходя из целей и приоритетов развития и демократических преобразований общества, глубоко продуманной стратегии дальнейшей либерализации и реформирования экономики, внедрения рыночных методов и механизмов управления экономикой;
    • проведение комплексного системного анализа основных макроэкономических показателей, уровня экономического и социального развития республики, регионов и отраслей, изучение тенденций развития экономических и социальных процессов, выявление имеющихся диспропорций в экономике и обоснование путей их преодоления;
    • разработка многовариантных сценариев развития экономики, краткосрочных и среднесрочных прогнозов и программ социально- экономического развития страны в разрезе регионов, отраслей и секторов экономики;
    • организация разработки важнейших стоимостных, материальных и трудовых балансов;
    • формирование действенного механизма, обеспечивающего взаимоувязку основных макроэкономических показателей с денежно-кредитными агрегатами, параметрами государственного бюджета, внешнеторгового, платежного и межотраслевого балансов;
    • участие в подготовке предложений по общим направлениям бюджетно- налоговой, денежно-кредитной, валютной и антимонопольной политики, совершенствовании механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги естественных монополий, формировании и контроле за реализацией платежных, финансовых и материальных балансов;
    • разработка демографических прогнозов, программ по усилению адресной социальной защиты населения, насыщению внутреннего потребительского рынка, росту благосостояния людей, развитию социальной инфраструктуры;
    • разработка среднесрочных прогнозов структурных преобразований экономики, программ развития, модернизации и технологического перевооружения отраслей, локализации производств, внедрения передовых ресурсосберегающих технологий;
    • координация работ по разработке краткосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, обеспечивающих достижение целей структурной политики, комплексное развитие регионов;
    • развитие современной производственной инфраструктуры, средств телекоммуникаций, обеспечивающих оптимальные темпы и пропорции социально-экономического развития, рациональное использование минеральных и сырьевых ресурсов, устойчивое развитие экономики Узбекистана;
    • разработка предложений по стимулированию развития экспортного потенциала, оптимизации внешнеторгового и платежного балансов, осуществление подготовки прогнозов экспорта товаров (работ, услуг), участие в выработке стратегии интеграции республики в мировую экономическую систему.
      координация работ по сотрудничеству с международными финансовыми структурами, зарубежными финансовыми и страховыми институтами и странами-донорами в целях активного привлечения их к участию в реализации имеющих важное значение для республики инвестиционных проектов;

III. Основные функции Министерства экономики

  1. В соответствии с возложенными задачами Министерство экономики выполняет следующие функции:
    • исходя из целей и приоритетов развития и демократических преобразований общества, организует и координирует разработку глубоко продуманной стратегии дальнейшего реформирования и устойчивого, сбалансированного развития экономики, вырабатывает действенный механизм реализации экономической политики на основе рыночных методов и инструментов;
    • организует и координирует разработку краткосрочных и среднесрочных прогнозов и программ социально-экономического развития страны в разрезе регионов, отраслей и секторов экономики, обеспечивающих эффективное использование природного, минерально-сырьевого, производственного, научно-технического и трудового потенциала, каким обладает страна;
    • осуществляет комплексный, системный анализ уровня экономического и социального положения республики, глубоко анализирует основные макроэкономические показатели, определяет тенденции социально- экономического развития, выявляет имеющиеся диспропорции в экономике и обосновывает пути их устранения, подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии развития экономики республики, а также обеспечивает контроль за выполнением принимаемых Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан решений по развитию и реформированию экономики;
    • осуществляет разработку ежегодных многовариантных сценариев развития экономики, важнейших стоимостных, материальных и трудовых балансов, обосновывает пути и разрабатывает методы обеспечения устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики;
    • принимает участие в подготовке предложений по общим направлениям бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и антимонопольной политики, совершенствовании механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, формировании и контроле за реализацией платежных, финансовых и материальных балансов;
    • формирует действенный механизм, обеспечивающий взаимоувязку основных макроэкономических показателей с денежно-кредитными агрегатами, параметрами государственного бюджета, внешнеторгового, платежного и межотраслевого балансов;
    • на основании глубокого анализа состояния и тенденций развития вырабатывает предложения по формированию и реализации целенаправленной политики структурных преобразований в экономике, обеспечению ее комплексного и эффективного развития;
    • разрабатывает долгосрочные балансы разведки, прироста запасов, добычи, производства и использования основных видов углеводородного сырья и минерально-сырьевых ресурсов;
    • организует изучение и оценку земельно-водных ресурсов, разрабатывает краткосрочные и долгосрочные балансы земельных и водных ресурсов и обосновывает меры рационального использования земельного фонда с учетом внедрения высокоэффективных агротехнологий, научно обоснованных систем землепользования и перспективного размещения сельскохозяйственных культур;
    • осуществляет систематический мониторинг состояния и, исходя из складывающейся конъюнктуры, разрабатывает программы развития отраслей и межотраслевых комплексов (локализирующих и экспортоориентированных производств) по их модернизации и техническому перевооружению на основе передовых ресурсосберегающих технологий;
    • организует и координирует разработку государственной инвестиционной политики и, исходя из целей и задач структурной политики государства, разрабатывает и координирует выполнение государственных инвестиционных программ, осуществляет согласование соответствующих адресных списков строек, принимает участие в разработке и обеспечении реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, проводит сводную экспертизу важнейших и крупных инвестиционных проектов, осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений и иностранных кредитов под гарантию Правительства Республики Узбекистан;
    • разрабатывает демографические прогнозы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, организует и координирует разработку социальной политики, включая вопросы занятости населения, создания рабочих мест, роста доходов населения и повышения его покупательной способности, насыщения внутреннего потребительского рынка, развития социальной и рыночной инфраструктуры, адресной социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения, обеспечения устойчивого поступательного роста материального благосостояния народа;
    • координирует работу по разработке стратегии подготовки квалифицированных кадров для всех сфер и секторов экономики, исходя из обеспечения сбалансированности рынка труда;
    • разрабатывает предложения по стимулированию развития экспортного потенциала и рационализации импорта, оптимизации торгового баланса и подготавливает ежегодные прогнозы экспорта, внешнеторгового и платежного баланса;
    • принимает участие в разработке предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизмов регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и осуществлению совместных проектов и программ;
    • формирует в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнения работ и услуг) для государственных нужд;
    • формирует в установленном порядке и обеспечивает контроль за выполнением мобилизационного плана экономики страны;
    • участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики, формирует региональный аспект прогноза социально- экономического развития республики, обосновывает стратегию размещения структур экономики и совершенствования территориальной структуры экономики, разрабатывает схемы размещения структур экономики (производительных сил) на среднесрочный период;
    • участвует в формировании и реализации государственной экологической политики и разработке мер по обеспечению экологической безопасности Узбекистана;
    • обеспечивает подготовку совместно с министерствами и ведомствами предложений, рекомендаций и аналитических записок в Аппарат Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров, направленных на решение крупных стратегических социально-экономических проблем, формирование нормативно- правовой базы, углубление и либерализацию экономики.
    • осуществляет тщательную проработку и формирование портфеля приоритетных инвестиционных проектов, разработку мер по их реализации с международными финансовыми структурами, зарубежными финансовыми и страховыми институтами и странами-донорами на основе долгосрочных прогнозов, приоритетов развития и структурных преобразований, а также направлений развития производственной и социальной инфраструктуры;
      изучает, обобщает и подготавливает предложения, перспективные и текущие программы с международными финансовыми структурами (Всемирный банк, АБР, ЕБРР, Исламский банк развития), зарубежными финансовыми и страховыми институтами и странами-донорами по привлечению их к участию в реализации имеющих важное значение для республики инвестиционных проектов;
    • координирует разработку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, проведение в установленном порядке их экспертизы в уполномоченных органах, при необходимости, с привлечением зарубежных экспертов, в полном соответствии со стандартами, предъявляемыми финансирующими организациями;
    • разрабатывает и осуществляет мероприятия по подготовке, реализации и оценке эффективности инвестиционных проектов, вносит в Кабинет Министров конкретные предложения по повышению эффективности инвестиционного процесса и обновлению портфеля приоритетных инвестиционных проектов, исходя из стратегии экономических и социальных преобразований в республике.

IV. Права и ответственность Министерства экономики

  1. Министерству экономики для осуществления возложенных на него функций предоставляется право:
    • координировать в установленном порядке деятельность министерств, ведомств, корпораций, концернов, ассоциаций, компаний, других хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, местных органов управления в области прогнозирования и реализации важнейших приоритетов реформирования и сбалансированного социально- экономического развития страны;
    • запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
    • разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;
    • представлять по поручению Правительства Узбекистана интересы Республики Узбекистан на международном уровне в части вопросов, входящих в его компетенцию, участвовать в подготовке и заключении торгово- экономических соглашений с иностранными государствами, торгово-экономическими союзами, в работе международных экономических и финансовых организаций, межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами;
    • объявлять конкурсы и создавать конкурсные комиссии для отбора проектов по проведению научных исследований и разработок в области экономики в рамках министерства в соответствии с государственным заказом на выполнение этих работ;
    • проводить конкурсный отбор инвестиционных проектов, реализуемых за счет централизованных капитальных вложений и иностранных кредитов под гарантию Правительства Республики Узбекистан;
    • участвовать в распределении бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на научные исследования;
    • осуществлять контроль за выполнением министерствами, ведомствами, корпорациями, концернами, ассоциациями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента мероприятий по мобилизационной подготовке экономики республики, проводить (при необходимости) экспертизу проектов размещения крупных объектов промышленности, транспорта и других отраслей материального производства на их соответствие требованиям устойчивости функционирования экономики в особый период и вносить в Кабинет Министров предложения по этим вопросам;
    • созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти и крупных хозяйствующих субъектов;
    • заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве с экономическими ведомствами других государств по вопросам совершенствования методологии и практики прогнозирования;
    • осуществлять сотрудничество с зарубежными экономическими ведомствами и научными институтами в рамках возложенных на него задач непосредственно или через подведомственные ему подразделения;
    • создавать в установленном порядке ведомственные научные и учебные центры для подготовки кадров и повышения квалификации работников, хозрасчетные консультативные и информационные центры;
    • осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность и учреждать печатные органы для освещения текущих и стратегических задач в сфере экономики;
    • принимать меры по улучшению материально-технической базы министерства и организаций, входящих в систему Министерства экономики;
    • создавать и совершенствовать в соответствии с действующим законодательством социальную инфраструктуру министерства, формировать единую систему стимулирования и поощрения труда работников системы Министерства экономики.
  2. Министерство экономики несет ответственность за обоснованность определения путей и разработку методов эффективного, устойчивого развития экономики, объективность и комплексность представляемых Правительству аналитических документов, предложений, прогнозов и программ социально- экономического развития страны.

V. Организация деятельности Министерства экономики

  1. Министерство экономики возглавляет Министр. Назначение и освобождение от должности Министра осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.
    Министр экономики имеет одного первого заместителя министра и трех заместителей министра - начальников главных управлений. Первый заместитель министра приравнивается по статусу к министру, заместители министра - начальники главных управлений - к первому заместителю министра.
  2. Министр экономики:
    • руководит деятельностью Министерства экономики Республики Узбекистан и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций;
    • устанавливает степень персональной ответственности руководителей структурных подразделений центрального аппарата за руководство отдельными направлениями деятельности министерства;
    • вносит изменения в структуру центрального аппарата Министерства экономики и его территориальных органов в пределах установленной численности и фонда оплаты труда;
    • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения подразделениями центрального аппарата Министерства и подведомственными организациями;
    • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства экономики;
    • утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства экономики;
    • осуществляет иные полномочия в пределах компетенции, установленной законодательством.
  3. В Министерстве экономики образуется коллегия в количестве 9 человек, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
    Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает важнейшие проблемы социально-экономического развития страны, отраслей и регионов, вопросы улучшения методологии и организации прогнозирования, организации работы аппарата Министерства, подбора и расстановки кадров. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра экономики.
  4. Основными структурными подразделениями Министерства экономики являются главные управления, возглавляемые заместителями министра - начальниками главных управлений, отделы, группы.
    Начальники отделов приравниваются по статусу к начальнику управления, а руководители групп - к заместителю начальника управления.
    Начальники отделов, групп Министерства экономики назначаются на должность и освобождаются от должности решением министра.
  5. Министерство экономики руководит деятельностью находящихся при нем:
    Центра эффективной экономической политики;
    Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков и экспертизы инвестиционных проектов и программ;
    Управления эксплуатации административным зданием министерства;
    Редакции журнала "Узбекистан иктисодий ахборотномаси".
  6. Министерство экономики Республики Каракалпакстан, главные управления экономики областей и г.Ташкента, а также отделы экономики в городах и районах республики подведомственны соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов и Министерству экономики Республики Узбекистан.
    Непосредственное руководство и координацию их деятельности осуществляет Министерство экономики Республики Узбекистан.
    Назначение министра экономики Республики Каракалпакстан осуществляется Жокоргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с Министром экономики Республики Узбекистан.
    Назначение руководителей областных и Ташкентского городского главных управлений экономики осуществляется Министерством экономики Республики Узбекистан по представлению соответственно хокимов областей и г.Ташкента.
  7. Численность работников аппарата управления организаций и учреждений системы Министерства экономики Республики Узбекистан, а также структура его центрального аппарата утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

VI. Меры материального стимулирования

  1. Материальное стимулирование работников Министерства экономики осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  2. Заработная плата работников Министерства экономики состоит из должностного оклада, премий, доплат, надбавок и поощрительных выплат, предусмотренных действующим законодательством.
  3. Ежемесячные надбавки к должностным окладам за выслугу лет работникам Министерства экономики и его территориальных подразделений выплачиваются в соответствии с Положением о порядке выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам Министерства экономики, утверждаемым министром.
  4. Источниками выплаты заработной платы работникам Министерства экономики и осуществления материального стимулирования работников являются средства фонда оплаты труда, Фонда развития и материального поощрения Министерства экономики, специального фонда материального стимулирования работников бюджетных учреждений и организаций, формируемого за счет бюджетных ассигнований и фонда развития бюджетной организации в порядке установленном законодательством.