Установлена ответственность за преднамеренное банкротство

08/10/2014 - 21:11 7437

В годы независимости в Узбекистане сформирована законодательная база, укрепляющая приоритет частной собственности, которая является основой рыночной экономики. Это способствовало опережающему развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, играющих важное значение в стабильном росте экономики, уровня занятости и доходов населения. 

Особое внимание уделяется обеспечению финансовой стабильности хозяйствующих субъектов, предупреждению правонарушений в данном направлении, в частности, усилению правового механизма выявления причин, приводящих к преднамеренному банкротству. 

На это нацелен опубликованный в печати 5 сентября 2014 года Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан”. 

В соответствии с законодательством в случае неспособности должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам подобное предприятие признается банкротом. 

В результате признания предприятия банкротом наносится существенный ущерб экономическим интересам и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, кредиторов, вступивших в договорно-правовые отношения с обанкротившимся предприятием. В этой связи основной целью этого закона является защита интересов кредиторов предприятия-банкрота. 

В законе закреплены нормы, направленные на пресечение нарушения прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов путем обязательного выявления действительности обращений в суд о признании предприятия банкротом, а также установлена уголовная ответственность лиц за умышленное банкротство предприятия. 

В результате анализа было выявлено, что некоторые предприятия стали банкротами в результате неспособности выжить в условиях конкурентной среды, а в некоторых случаях допускается лжебанкротство. Это во многом объяснялось отсутствием в Законе “О банкротстве” требований, возлагающих на судебного управляющего функции по выявлению в действиях должностных лиц и кредиторов признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства. 

С новым законом, принятым в целях заполнения возникающих в данной сфере пробелов в Закон “О банкротстве” внесены соответствующие изменения и дополнения. 

В нем находят свое отражение требования, определяющие порядок проведения судебным управляющим анализа финансово-хозяйственной деятельности должника на предмет выявления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства. Хозяйственный суд согласно заявлению кредитора в ходе рассмотрения дела о банкротстве получил право на назначение экспертизы по выявлению доведения до преднамеренного банкротства или наличия (отсутствия) признаков лжебанкротства. Отныне участвующие в деле лица также могут обратиться в хозяйственный суд с просьбой о назначении подобной экспертизы.

Доведение до преднамеренного банкротства с целью причинения ущерба кредиторам оценивается как противозаконное действие. Ведь в указе главы государства “Об усилении ответственности должностных лиц за экономическую несостоятельность хозяйствующих субъектов и исполнение договорных обязательств” от 4 марта 1998 года предусмотрено привлечение к ответственности, даже уголовной, руководителей хозяйствующих субъектов за доведение предприятий до уровня банкротства. 

В целях повышения ответственности в данном направлении внесены дополнения и в Уголовный кодекс. В соответствии с ними преднамеренное банкротство оценивается как преступное деяние.

Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное собственником имущества в личных интересах или интересах иных лиц, наказывается штрафом от ста до двухсот размеров минимальной зарплаты, или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет. 

При этом следует остановиться на признаках преднамеренного банкротства. Они четко обозначены в утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013 года Правилах по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства. В соответствии с ними к признакам преднамеренного банкротства относятся заведомо преступное использование денежных средств и иного имущества, причинившее должнику ущерб или убытки, нарушение платежной дисциплины и неисполнение договорных обязательств, продажа имущества по цене ниже балансовой стоимости или передача его на безвозмездной основе. 

Следует особо отметить, что эти действия считаются преступными лишь в том случае, если нанесенный ущерб кредитору составляет от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы. В законе также предусмотрены поощрительные нормы, то есть в случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде лишения свободы. 

В Кодекс об административной ответственности внесена новая статья, предусматривающая административную ответственность за действия, связанные с преднамеренным банкротством. Если размер нанесенного кредиторам ущерба ниже установленного максимального размера, то это становится основанием для привлечения к административной ответственности. В подобном случае это влечет наложение штрафа на ответчика от пятнадцати до двадцати минимальных размеров заработной платы. 

Подобные меры будут способствовать рациональному использованию денежных средств и другого имущества, повышению качества корпоративного управления, укреплению экономического потенциала предприятия и усилению ответственности руководителей предприятия и собственников имущества за сохранение рабочих мест. Кроме того, они будут также служить снижению размера кредиторской задолжности, укреплению платежной дисциплины и исполнения договорных обязательств. 

Это окажет позитивное воздействие на недопущение случаев уклонения от уплаты налогов, возникновения фирм-однодневок, а также на сокращение внебанковского оборота денежных средств, обеспечит стабильность экономики страны. 

Мардонбек Бабаджанов, 
ведущий научный сотрудник 
Института мониторинга действующего 
законодательства при Президенте 
Республики Узбекистан.

Источник: УзА