Как формируются доходы населения в Узбекистане  

24/12/2019 - 17:49 4589

Прежде всего необходимо определиться с социально-экономической категорией – доходы населения.

Несмотря на различные трактовки сложившиеся в мировой практике, суть доходов населения это средства поступающие в распоряжение граждан согласно результатам произведённой деятельности или определенной сделки. Доходы населения представляют собой сумму денежных и натуральных поступлений.

Следует отметить доходы населения являются одним из важнейших обещающих индикаторов экономического развития (макроуровень) и благосостояния семей (микроуровень). Учитывая конечные результаты проводимых реформ в Узбекистане повышение благосостояния населения, т.е. без роста доходов невозможно решить данную поставленную цель.  В свою очередь доходы населения невозможно механически повышать. Основными факторами его роста являются труд, трудовая активность, рост экономического потенциала страны.

При оценке уровня доходов среди широкого круга населения не уделяют должного внимания различным терминам, что приводит к отдельным дискуссиям и разно толкованиям. Прежде всего речь идет об учете в объеме доходов оплачиваемых населением налогов и влиянии потребительских цен.

Публикуемый в официальной статистике совокупный доход населения представляет собой общую сумму доходов, получаемых населением как в денежной, так и натуральной формах за работу на предприятиях и организациях, от личных подсобных хозяйств и индивидуальной деятельности, а также денежных выплат и льгот. Совокупный доход является базой для налогообложения.

Следующий индикатор это располагаемый доход характеризующий реально полученные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей. Население прежде всего интересует реально располагаемые доходы с учетом уровня инфляции (роста потребительских цен).

Если условно взять за единицу совокупный доход населения, то располагаемый доход составляет 0,9, а реально располагаемый доход 0,8.

Важно знать из каких составляющих формируются доходы населения. По оценкам за 2019 год соотношение денежных и натуральных доходов составляет 0,9 к 0,1, т.е. в формируемых доходах населения превалирует денежная форма поступающих средств.

По источникам образования согласно данным Госкомстата за девять месяцев 2019 года на долю первичных доходов приходится порядка 75,0 % , в т.ч. наемных работников 27,0% и 42,6% самостоятельно занятых. Как видно основная часть доходов населения составляет оплата труда. Следующий важный компонент доходов это трансферты (пенсии, пособия, стипендии, внешние поступления). На их долю приходится 25,1%, в т.ч. внешние 14,0% совокупных доходов населения (в основном переводы внешних трудовых мигрантов).

Каковы тенденции и динамика доходов населения за последние годы. Совокупные доходы населения за 2017-2019 годы росли относительно высокими темпами (2017 г.- 119,3%, 2018 г. - 129,3%, 2019 г. ожидаемый - 126,1%). С учетом сложившегося высокого уровня инфляции реальные доходы населения составили в 2017 г. - 109,0%, 2018 г. - 110,0% и 2019 г. (ожидаемый) - 110,0%. По темпам роста располагаемых и реальных доходов населения Узбекистан среди стран СНГ занимает передовые позиции. Вместе с тем, начатая в 2017 году активная фаза либерализации экономики, естественно отрицательно повлияло на уровень доходов, прежде всего заработной платы. Так, среднемесячная заработная плата в долларовом исчислении по ожидаемым данным 2019 года составляет 244,0 долларов США, что 2,0-2,5 раза меньше чем в России, Казахстане и Республике Беларусь.

Несмотря на принимаемые в стране целенаправленные меры по повышению доходов населения, здесь наблюдается ряд проблем требующих своего решения:

  • в настоящее время и в перспективе повышение доходов населения остается приоритетной задачей. В этой связи надо разработать концепцию последовательного повышения доходов, предусматривающих нахождение оптимальных путей с учетом имеющихся рисков влияния доходов на уровень потребительских цен, опережающего развития производительности труда (в последние три года наблюдается разрыв между темпами роста заработной платы и производительности труда почти в два раза), формирование благоприятного потребительского спроса и др;
  • двояко можно оценить достаточно высокий уровень в структуре общих доходов предпринимательских доходов (60,0%) как положительное, но определенный риск сохраняется при значительных масштабах доходов от личного подсобного хозяйства (по результатам обследований в сельской местности их доля достигает более 70,0%) из-за климатических изменений;
  • несмотря на значительный сдвиг в открытой публикации данных по доходам и заработной платы (три года назад эти данные были почти недосягаемые для широкой общественности), целесообразно их дальше расширить, в т.ч. результатов обследования домохозяйств относительно доходов и расходов населения, социального расслоения населения по доходам и др.;
  • согласно результатам обследований и экспертных оценок высоким остаётся (до 50%), теневые не учитываемые доходы и соответственно неформальная занятость (до 60%). Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер по созданию благоприятных условий для выхода из тени многочисленных предпринимателей, усиление борьбы с нарушениями и совершенствование статистического учета;
  • необходимо повысить роль и место заработной платы в формировании доходов как в развитых странах мира. По результатам обследований каждый четвертый работник имеет вторичную занятость из-за низкого уровня заработной платы, в т.ч. работающие в бюджетных организациях;
  • последовательное снижение сохраняющегося высокого уровня (почти в 2,0 раза) межрегиональной дифференциации доходов населения, путем разработки и реализации единой стратегии территориального развития;
  • по существу отсутствует постоянный мониторинг дифференциации доходов по отдельным группам населения. В условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования необходимо принять конкретные меры по снижению необоснованного высокого уровня разрыва доходов между богатыми и бедными.

Принятие необходимых действенных мер по решению вышеуказанных проблем, послужит увеличению уровня жизни и общих доходов населения страны.

Н.Ибрагимова, и.о. руководителя проекта ИПМИ

Ю.Абдуганиева, заместитель начальника управления 
Министерства экономики и промышленности