Проходил Форум по теме: "Основные направления стратегии инвестиционной и промышленной политики Республики Узбекистан до 2025 г."

28/06/2019 - 16:36 1514

28 июня 2019 года в Ташкенте состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года.

Организаторами выступили Сенат Олий Мажлиса, Министерство экономики и промышленности, Министерство инвестиций и внешней торговли, представительство ПРООН в Узбекистане.

В мероприятии приняли участие члены Сената, депутаты Законодательной палаты, представители Кабинета Министров, международных организаций, министерств и ведомств, заместители хокимов по вопросам инвестиций, эксперты отечественных и зарубежных консалтинговых компаний, научно-исследовательских учреждений, бизнес-сообщества, а также представители средств массовой информации.

«Круглый стол» организован для доведения до сведения широкой общественности целей и задач разрабатываемой Стратегии, основных приоритетах реализации инвестиционной политики Республики Узбекистан, а также обмена мнениями и выработки соответствующих рекомендаций.

Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года. Документ разработан на основе анализа международного опыта, тенденций и проблем развития инвестиционных процессов, экономики республики, ее отраслей и регионов.

Основные задачи Стратегии определены по трем ключевым направлениям: улучшение инвестиционного климата, активизация внутренних источников инвестиций и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов, реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения иностранных инвестиций.

Основными источниками инвестиций к 2025 году станут прямые инвестиции, включая государственно-частное партнерство, государственные инвестиции и инвестиции от корпоративных ценных бумаг. В рамках реализуемых и перспективных новых инвестиционных проектов в 2019-2025 годах предполагается освоение нецентрализованных инвестиций в объеме свыше 80 млрд, долларов США. При этом около 30% будет профинансировано за счет собственных средств предприятий.

В результате проведения вышеуказанных мер ожидается увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 22% в 2018 году до 28-30% в 2025 году. При этом в 2025 году объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составит 6,7 млрд, долларов США по сравнению с 1,8 млрд, долларов США в 2018 году.

В ходе обсуждения были рассмотрены ключевые проблемы в сфере привлечения иностранного капитала в Узбекистан и разрабатываемые меры по их решению. Представители бизнес-сообщества и консалтинговых компаний высказали свои точки зрения по обсуждаемым вопросам.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2025 г.

Цели, задачи стратегии

Реализуемые в последние годы реформы по либерализации экономики и ее открытости внешнему миру создают для иностранных и национальных инвесторов новые, ранее не задействованные, возможности для вложения капитала и создания новых предприятий.

Достигнутый результат во многом обусловлен сохранением высокого уровня инвестиционной активности. Темпы прироста валовых инвестиций в 2018 году превысили 18% (при средней оценке за 2000-2017 годы в 9,6%).

Наряду с этим, в настоящее время сохраняется ряд ключевых проблем и диспропорций в сфере инвестиционной деятельности, требующих своего скорейшего решения.

В частности, недостаток инвестиций для ускорения и поддержания экономического развития, уровень накопления основного капитала, который в расчете на душу населения составляет всего 20% среднего мирового уровня и 25% среднего уровня стран СНГ.

Государственные предприятия продолжают доминировать в национальной экономике, из 603 акционерных обществ 80% с государственной долей собственности.

Целью стратегии инвестиционной политики до 2025 г. является повышение конкурентоспособности и сбалансированности экономики, развитие производства и экспортного потенциала, развитие регионов и улучшение условий жизни населения.

 

 

Для достижения данной цели необходим среднегодовой темп роста объема инвестиций в основной капитал на уровне 110% за 2019-2025 гг.

Достижение цели стратегии инвестиционной политики до 2025 года обуславливается решением задач по трем институциональным направлениям.

1. Улучшение инвестиционного климата и повышение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах путём обеспечения прозрачности и благоприятности условий деятельности в стране для привлечения инвестиций, включая наиболее приемлемую инфраструктуру, повышения уровня защиты прав инвесторов, организации информационной поддержки для потенциальных инвесторов на международной арене, стимулирование развития частного предпринимательства, улучшение деловой среды, сокращение доли «теневой» экономики, в том числе путем оптимизации участия государства в экономических процессах, устранения бюрократических препон, обеспечения доступности финансовых и производственных ресурсов, а также эффективного использования потенциала малых промышленных зон.

2. Развитие инвестиционного института рынка ценных бумаг, расширение инвестиционного потенциала коммерческих банков, формирование диверсифицированного рынка капитала, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов за счёт расширения инвестиционных возможностей предприятий, активного вовлечения средств населения в инвестиционную деятельность и эффективного распределения государственных средств.

3. Совершенствование методов привлечения инвестиций путем улучшения институциональных механизмов по стимулированию, сопровождению и поддержке инвесторов.

 

Основные направления реализации
Стратегии инвестиционной политики до 2025 года

Основой совершенствования инвестиционного климата в республике является повышение уровня прозрачности условий деятельности в стране, создание благоприятных условий для деятельности.

В сфере организации информационной поддержки реформ и продвижения имиджа Узбекистана на международной арене предлагается ряд мероприятий.

Первое, снижение административных барьеров, повышение качества государственного управления и защиту прав собственности.

Второе, расширение полномочий хокимиятов по привлечению иностранных инвестиций, возложив на них дополнительную функцию поиска иностранных инвесторов и самостоятельного проведения переговоров с потенциальными иностранными инвесторами.

Третье, формирование и развитие кластеров и особых зон (приватизированных (частных) малых промышленных зон в сфере логистики, туризма, торговли, IT-индустрии, технопарков, бизнес-инкубаторов), привлекательных для инвесторов
в регионе;

Четвертое, повышение роли органов власти на местах за формирование благоприятного инвестиционного климата путем конкретизации механизма использования местными органами власти полномочий по предоставлению инвесторам и частному бизнесу дополнительных условий, обусловленных конкретной спецификой региона и стратегией его развития.

Пятое, развитие инфраструктуры (банковские, страховые компании, фонды, рейтинговые агентства, консалтинговые центры, инжиниринговые услуги) для эффективной мобилизации существующих финансовых и других инвестиционных ресурсов предприятий и населения в регионе.

Шестое, создание региональных центров, оказывающих, маркетинговые, юридические и другие услуги для дальнейшего развития деятельности предпринимателей, обеспечение равных условий для инвесторов.

Седьмое, обеспечение сбалансированного инвестиционного развития посредством реализации совместных и взаимосвязанных инвестиционных проектов районов с низким и высоким уровнем инвестиций.

Кроме того, в целях качественного формирования инвестиционных проектов с привлечением общественности, в том числе активизации общественных советов при местных органах власти, финансируемых за счет централизованных источников, способствующих созданию наиболее комфортных условий населению, улучшению инфраструктуры, целесообразно разработать методологию формирования и отбора проектов для включения в инвестиционную программу, с учетом международного передового опыта развитых стран.

Совершенствование принципов отбора проектов позволит вкладывать средства в те объекты, которые имеют наибольшее значение с общегосударственной точки зрения.

Методика оценивания проектов следует дополнить, чтобы воздействие на торгово-транспортную связность стало основным критерием при определении приоритета того или иного проекта.

 

Узбекистан добился значительных успехов в области создания единой, межотраслевой системы отбора и реализации проектов, государственных закупок. Планируется дальнейшее обеспечение максимальной прозрачности и эффективности в привлечении частного сектора для реализации и закупок. Также, планируется дальнейшее стимулирование сотрудничества между национальными органами власти, вовлечение частного сектора и широкой общественности в работу.

Одним из направлений стратегии инвестиционной политики является расширение инвестиционных возможностей предприятий, в т.ч. за счет повышения качества управления и укрепления финансового состояния предприятий. Для решения данной задачи предполагается следующее.

Во-первых, внедрение современной системы менеджмента в крупных стратегических предприятиях и разработка компаниями мер по повышению инвестиционной привлекательности, в том числе с привлечением международных и иностранных специалистов в области управления производством и развития компаний.

Во-вторых, стимулирование выпуска и обращения ценных бумаг хозяйствующих субъектов для финансирования модернизации, технического и технологического обновления производства, посредством осуществления предприятиями реального сектора экономики выпуска и размещения на фондовом рынке целевых облигаций и акций. Оптимизация действующих требований для эмитентов и утверждение нормативных документов по повышению роли и ответственности наблюдательных советов, ревизионных комиссии, общих собраний акционеров за целевым использованием полученных средств.

Основное внимание будет уделено созданию дополнительных условий для привлечения частных инвесторов (населения) к участию на рынке ценных бумаг, путем обеспечения системности в инвестициях, создания новых финансовых инструментов, организации специальной торговой площадки по реализации мелких пакетов акций физическим лицам, развитие информационной базы фондового рынка, активизация и аккумуляция средств населения в целях инвестирования в быстро окупаемые и высокодоходные инвестиционные проекты.

В целях совершенствования политики кредитования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в среднесрочной перспективе необходимо выполнить следующие.

Во-первых, реструктуризация государственных банков, пересмотр их стратегии и операций по программе, охватывающей всю деятельность — от корпоративного управления и управления рисками до цифровизации, с целью приватизации государственного имущества, в том числе иностранным инвесторам.

Во-вторых, стимулирование внедрения и использования современных методов и подходов к оценке рисков кредитования инвестиционных процессов на рыночных принципах. Ставки кредитования по инвестиционным проектам при этом устанавливаются на гибкой основе в зависимости от уровня риска проекта, а залоговое обеспечение требуется лишь при высоком уровне вероятности наступления рискового события.


Одним из направлений инвестирования населения останется жилищное строительство, в том числе приобретение жилья за счет ипотечного кредитования.

В среднесрочной перспективе правительство будет продолжать поддерживать 

политику реализации программ строительства жилья в сельской местности, льготного ипотечного кредитования.

Ключевое значение для притока иностранных инвестиций в страну имеет повышение прозрачности условий инвестирования, включая следующее.

Первое, внедрение прозрачных, реализуемых и равных процедур для доступа к сырью новых игроков рынка, производящих продукцию с более высокой добавленной стоимостью, чем обеспечивается действующими производителями.

Второе, стимулирование экономическими методами привлечения инвестиций в регионы, не располагающие сырьевым потенциалом и в которых наблюдается низкая инвестиционная активность.

 

 

Ожидаемые результаты

 Реализация Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан на среднесрочный период позволит добиться улучшения инвестиционного климата и условий для развития частного бизнеса, что в свою очередь, приведет к увеличению притока прямых и других иностранных инвестиций, повышению вовлечения населения в инвестиционные процессы за счет развития рынка ценных бумаг.

Рост эффективности использования бюджетных и иных государственных ресурсов, улучшение финансового состояния и расширение инвестиционной активности предприятий за счет собственных и привлеченных средств будет сопровождаться повышением эффективности кредитования реального сектора экономики.

Основными источниками инвестиций к 2025 году станут прямые инвестиции, включая ГЧП, использование частного финансирования посредством ГЧП, государственные инвестиции и инвестиции от корпоративных ценных бумаг. В рамках реализуемых и перспективных новых инвестиционных проектов в 2019-2025 гг. предполагается освоение нецентрализованных инвестиций в объеме свыше 80 млрд. долл., из которых около 30% будет профинансировано за счет собственных средств предприятий.

В результате проведения вышеуказанных мер, ожидается увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 22% в 2018 году до 28-30% в 2025 году. При этом, в 2025 г. ожидается рост объема привлеченных прямых иностранных инвестиций более чем в 3 раза.

В целом, реализация стратегии инвестиционной политики позволит к 2025 году увеличить объем инвестиций в основной капитал в 3,5 раза по сравнению с 2018 годом и довести его до 379,7 трлн. сум.

Ожидается повышение конкурентоспособности национальных компаний в сфере производства новой готовой продукции, их более глубокая интеграция с мировыми производителями, и в конечном итоге, существенно расширение сфер приложения квалифицированного труда и решение проблем устойчивой занятости.

Итогом реализации Стратегии инвестиционной политики станет обеспечение комплексности регионального и индустриального развития республики, а также формирование производственно-сбытовых цепочек продукции от сырья до готовой продукции, укрепление действующих и формирование новых  межрегиональных и межотраслевых связей, развитие кооперации отраслей, регионов, государственных органов и частного бизнеса.

 

 

Концепция стратегии инвестиционной и промышленной политики Республики Узбекистан до 2025 года

Основные направления концепции развития промышленности Республики Узбекистан до 2025 г.