Комплексная экспертиза перечней товаров, ввозимых (импортируемых) на территорию республики с применением льгот по таможенным платежам

25/04/2019 - 14:26 2180

В соответствии с ранее действовавшим порядком, перечень товаров, ввозимых (импортируемых) с применением таможенных льгот, после согласования с рядом министерств и ведомств, утверждался соответствующим нормативно-правовым актом. 

В связи с этим согласование и принятие решения по утверждению перечня товаров могло длиться до 9 месяцев, что неизбежно приводило к невозможности оперативного таможенного оформления льготных товаров (ввезенных или планируемых к ввозу) и увеличения сроков реализации проектов. Данное состояние негативно отражалось не только на привлечение иностранных инвестиций, но и на развитие отраслей в целом. 

Согласно действующей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, в целях ускоренного социально-экономического развития страны реализуются масштабные меры по созданию равных условий для ведения бизнеса, всемерной поддержки и развития предпринимательства, активному привлечению иностранных инвестиций и обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам). 

Проводимые в нашей стране экономические реформы открывают новые возможности для активного привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата.

Следует отметить, что для снижения себестоимости производимой со стороны отечественных производителей продукции и увеличения её конкурентоспособности, законами и другими нормативными актами предоставлены определенные льготы по уплате таможенных платежей при ввозе товаров. В том числе, не только в рамках реализации проектов и программ, но и по отраслям в целом:

• реализация программ в машиностроении, нефтегазовой, электротехнической, автомобильной и легкой промышленности и др.; 

• реализация проектов в свободных экономических зонах и технопарках;

• для развития системы здравоохранения (государственная и частная), фармацевтики, спорта (футбол, конный спорт и пр.), туризма и др;

• реализация проектов с участием Международных финансовых институтов и Иностранных правительственных финансовых организаций;

• реализации программ создания и развития кластеров в сельском хозяйстве, в сфере поддержки и развития фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, шелководства, пчеловодства и рыбного хозяйства;

• в рамках реализации программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов и множество других.

Применение данных льгот является существенным подспорьем в развитии целых отраслей и реализации проектов, в том числе с привлечением иностранного капитала. В следствие чего, появилась острая необходимость сокращения сроков рассмотрения и утверждения перечней товаров, ввозимых с применением льгот по уплате таможенных платежей.

В результате, постановлением Президента Республики Узбекистан от 31.05.2018 г. № ПП-3756 «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций» установлен порядок, в соответствии с которым перечни товаров, ввозимых (импортируемых) с применением льгот по таможенным платежам, после формирования организацией, вносятся для комплексной экспертизы в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан» (далее - Центр).

Новый порядок призван упростить процедуру формирования и рассмотрения перечня импортируемых товаров, в результате чего значительно сокращаются сроки таможенного оформления товаров, и соответственно, начала их использования в производственной деятельности. 

Основной целью комплексной экспертизы перечней товаров, проводимой Центром, является подтверждение правомочности заявителя на получение льгот и соответствие ввозимых товаров целям и требованиям акта о представлении льгот. В связи с чем, в ходе проведения комплексной экспертизы, специалистами Центра изучаются представленные документы и проводится анализ по таким направлениям, как: 

• правомочность заявителя на подачу заявления и соответствие ввозимых товаров целям и другим требованиям акта о представлении льгот путем верификации внесенных документов и данных;

• обоснованность номенклатуры и объемов ввозимых товаров;

• обоснованность включения в перечни товаров товарных позиций, аналогичных товарам, производимым в республике (если данная норма предусмотрена в соответствующем акте о предоставлении льгот);

• выявление несоответствий в представленных сведениях и документах;

• по другим направлениям, необходимым для изучения и возможности принятия решения по поставленному вопросу.

Следует особо отметить, что в результате повышения эффективности и совершенствования механизма рассмотрения заявок, в настоящее время процесс рассмотрения и выдача заключения занимает всего 20 дней со дня подачи заявки (полного пакета документов) в Центр. 

Для проведения комплексной экспертизы перечня товаров заявитель представляет в Центр следующие документы:

а) заявление, перечень товаров и сведения о суммах средств, высвобождаемых в связи с предоставлением таможенных льгот;

б) копию лицензии заявителя – при ввозе (импорте) товаров, предназначенных для использования в лицензируемых видах деятельности; 

в) в случае ввоза сырья и расходных материалов для использования в производственном цикле – представляется норма расхода ввозимого сырья и материалов в производственном цикле на единицу продукции;

г) для организаций, являющихся участниками свободных экономических зон (далее – СЭЗ) – свидетельство об участнике СЭЗ, соглашение об инвестировании с Дирекцией СЭЗ, справку об объемах инвестиций, копию бизнес-плана или технико-экономического обоснования;

д) по перечням товаров, ввозимым в рамках реализации проектов (программ) или строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов - сведения о потребностях в ввозимых товарах, включенных в перечень. При этом, в случае внесения перечня товаров генеральной подрядной организацией, перечень согласуется с заказчиком, в случае внесения перечня товаров субподрядной организацией, перечень согласуется с заказчиком и генеральной подрядной организацией.

В целях обоснования перечня товаров заявителем также могут прилагаться иные документы, касающихся предоставления льгот по таможенным платежам.

При получении положительного заключения Центра по итогам комплексной экспертизы, организация вправе осуществлять импорт указанных в перечне товаров в установленном порядке.

По вопросам проведения экспертизы перечней товаров, ввозимых с применением льгот по таможенным платежам, просим обращаться в Центр по телефонам: (+998-71)-207-02-64 / 207-02-65.

ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» 
при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан