Проект Постановления Президента Республики Узбекистан

30/11/2018 - 18:22 3338

Данный проект Постановления вместе с приложениями размещен на сайте "Обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан".

О мерах по дальнейшему сокращению роли государства в экономике 

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в стране проводятся реформы, направленные на последовательное снижение роли государства в экономике, создание наиболее благоприятных условий для расширения деятельности субъектов частного сектора.

Одним из основных направлений в устранении административных барьеров, а также излишних бюрократических процедур при ведении бизнеса, последовательного укрепления на системной основе рыночных и правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, является сокращение лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, передача функций по выдаче лицензий и документов разрешительного характера от вышестоящих органов государственного управления соответствующим государственным органам, а также органам государственной власти на местах.

Вместе с тем, на практике все ещё сохраняются системные проблемы по ряду направлений, что препятствует эффективной реализации государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, ускоренному развитию сферы предпринимательства. В частности, во-первых, в предпринимательской деятельности все еще сохраняется значительное количество государственных и контрольных функций 175 акционерных обществ и 1405 Государственных унитарных предприятий, ограничивающих возможности роста бизнеса, которые могут осуществляться негосударственными организациями;

во-вторых, отдельные государственные органы не заинтересованы в создании надлежащих условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем передачи их функций частному сектору;

в-третьих, наличие предприятий в сферах экономики с государственной долей 50 и более процентов становится серьезным препятствием для полноценного развития конкурентной среды, создания равных условий для всех субъектов предпринимательства и благоприятного инвестиционного климата;

в-четвертых, избыточное участие государства в экономике приводит к ограничению конкуренции, формированию монополий на рынках и снижению инициативности частного сектора;

в-пятых, не обеспечиваются на надлежащем уровне права субъектов частного предпринимательства в отношениях с субъектами естественных монополий, а также не принимаются меры выделения из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены субъектами частного предпринимательства.

В целях кардинального сокращения роли государства в экономике, развития частного сектора, улучшения инвестиционного климата и деловой среды в республике, а также реализации положений Концепции административной реформы:

1. Принять к сведению, что:

а) в рамках подготовки с Всемирным банком проекта по институциональному развитию предусматривается реализация компонента «Создание условий по реструктуризации предприятий с государственной долей и их вовлечению в глобальную экономику», в том числе предусматривающей:

совершенствование нормативно-правовой базы деятельности и реструктуризации предприятий с государственной долей;

оценку текущего состояния и выработку стратегии реструктуризации предприятий с государственной долей;

создание системы мониторинга деятельности предприятий с государственной долей, обеспечения их открытости и прозрачности.

б) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июля 2018 года №534 «О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики» совместно с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития 
и Международной финансовой корпорацией, ведущими консалтинговыми компаниями «Бостон консалтинг групп» и «МакКинзи» предусматривается разработка в 2018-2019 гг. мероприятий по стратегическому реформированию электроэнергетики, нефтегазовой сферы и других отраслей.

в) между Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям и Европейским банком реконструкции и развития подписан Меморандум 
о сотрудничестве по вопросам приватизации и реформирования государственных предприятий, в рамках которого предусмотрена реализация мер, направленных на сокращение участия государства и его доли в отдельных предприятиях. 
2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2019 года устанавливается запрет на создание на территории Республики Узбекистан государственных предприятий, юридических лиц и коммерческих организаций, более пятидесяти процентов акций (доли) в уставном капитале которых принадлежат государству, ведущее к ограничению конкуренции на рынке, за исключением сфер, где отсутствует иная возможность обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства, защиты интересов общества, а также содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности.

3. Предоставить Министерству юстиции Республики Узбекистан право: 

вносить в органы государственного управления и государственной власти на местах обязательные для рассмотрения представления об отмене или пересмотре принятых ими нормативно-правовых актов в целях сокращения государственного регулирования экономики;

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции подавать в суд исковые заявления о ликвидации предприятия, созданного с участием государства, с нарушением установленного порядка их создания.

4. Комиссии по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 08.09.2017 г. № УП-5185, совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерством финансов,  Министерством юстиции в двухмесячный срок:

критически пересмотреть задачи и функции всех акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с участием государства, государственных унитарных предприятий и учреждений, а также ассоциаций (холдингов) в форме хозяйственного объединения;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию их деятельности, в том числе предусмотрев передачу государственных административно-распорядительных полномочий соответствующим уполномоченным органам государственного управления.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно со Счетной палатой и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, по итогам проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей в уставных фондах в размере 50 процентов и более, дополнительно внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по реализации их в частную собственность, в том числе с широким применением эффективных механизмов государственно-частного партнерства.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок сформировать перечень государственных органов и хозяйственных объединений, требующих упразднения малоэффективных внутренних служб за счет широкого применения аутсорсинга в сферах повышения квалификации сотрудников, проведения мероприятий по организации конференций и выставок, эксплуатации и охраны зданий, транспортных услуг и других.
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, органам хозяйственного управления совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

в месячный срок провести сплошную инвентаризацию хозяйствующих субъектов, в которых они являются учредителями (акционерами, участниками), и анализ их финансово-хозяйственной деятельности:

в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров предложения по передаче своих долей в хозяйствующих субъектах в доверительное управление профессиональным управляющим организациям, в том числе иностранным компаниям.

8. Принять предложения Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

а) о передаче отдельных видов функций государственных органов субъектам частного сектора и институтам гражданского общества согласно приложению.

б) об отмене с 1 января 2019 года:

назначения государственных поверенных по управлению государственной долей в акционерных обществах с возложением их функций на членов Наблюдательных советов указанных обществ, назначаемых по государственной доле в установленном порядке;

определения решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров состава Наблюдательных советов и назначения руководителей хозяйствующих субъектов;

в) ликвидации Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 марта 2015 года № ПП-2327 «О создании Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления»;

9. Установить, что:

руководители хозяйствующих субъектов с долей государства свыше 50 процентов избираются исключительно на основе конкурсного отбора, в котором могут принять участие иностранные менеджеры;

в состав Наблюдательного совета хозяйствующих субъектов с долей государства свыше 50 процентов в обязательном порядке включаются независимые члены;

участие и голосование на заседаниях органов управления может осуществляться путем заполнения на интернет-сайте электронных форм бюллетеней с соблюдением требований к информационной безопасности, устанавливаемых Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

в трехмесячный срок провести анализ и принять меры по реализации требований пункта 9 настоящего постановления;

совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по выделению из сфер деятельности естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены субъектами частного предпринимательства;

совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести полное изучение типовых договоров субъектов естественных монополий на предмет выявления положений, дискриминирующих и ухудшающих условия доступа к их услугам субъектов предпринимательства и по результатам принять меры по обеспечению равных прав для участников рынка;

в срок до конца 2018 года обеспечить формирование электронной базы данных, обеспечивающей учет долей государства в хозяйствующих субъектах, мониторинг их основных финансовых и экономических показателей, начисленных и фактически выплаченных дивидендов;

наладить взаимодействие электронной базы данных и обмен информацией в режиме «онлайн» с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике, органами государственной власти на местах крупнейшими предприятиями с государственной долей.

11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок провести критическое изучение перечня государственных услуг в сфере предпринимательской деятельности и внести предложения по совершенствованию механизмов государственного контроля проведению аккредитации субъектов предпринимательства, предусмотренной настоящим постановлением, оптимизации количества разрешительных процедур, передаче функций государственных органов в частный сектор.

12. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.


Президент
Республики Узбекистан                    Ш. Мирзиёев

Данный проект Постановления вместе с приложениями размещен на сайте "Обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан".