О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли

24/10/2018 - 12:00 3082

Постановление Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране проводятся масштабные реформы, направленные, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг. 

Вместе с тем недостаточное использование имеющихся возможностей и потенциала электроэнергетической отрасли препятствует эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному развитию страны. 

Отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора, несоответствие принципам рыночной экономики мер тарифной политики приводят к чрезмерному государственному регулированию, конфликту государственных и коммерческих интересов. 

Низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, медленные темпы обновления соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой электрической энергии, особенно на местах. 

Забюрократизированная система управления предприятиями отрасли и нерациональное использование трудовых ресурсов снижают эффективность и результативность их работы и приводят к увеличению непроизводственных расходов. 

В целях коренного совершенствования организационно-правовых основ государственного управления в электроэнергетической отрасли на основе передового зарубежного опыта, современных инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: 

1. Утвердить «Дорожную карту» по увеличению генерирующих мощностей, модернизации электрических сетей, совершенствованию учета и контроля потребления электрической энергии в 2018-2020 годах согласно приложению № 1, предусматривающую: 

реализацию 7 инвестиционных проектов по модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1 984 МВт и проектной стоимостью 2,6 млрд. долл. США; 

ежегодную реконструкцию действующих и строительство новых электрических сетей общей протяженностью 7,1 тыс. км, установку и модернизацию 2 500 трансформаторных пунктов за счет привлекаемых кредитов и собственных средств АО «Узбекэнерго»; 

подключение к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (далее – АСКУЭ) 7 млн. потребителей, с доведением доли охвата АСКУЭ к концу 2021 года до 100 процентов от общего числа абонентов; 

освоение долгосрочных кредитов на общую сумму 1,8 млрд. долл. США, привлечение которых согласовано с Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами. 

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить сетевые графики реализации каждого проекта, предусмотренного «Дорожной картой». 

Возложить персональную ответственность на: 

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. – за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»; 

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. – за обеспечение своевременного освоения привлекаемых средств международных финансовых институтов и организаций, а также поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в электроэнергетическую отрасль с определением объектов, подлежащих передаче инвесторам, в том числе в доверительное управление; 

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А. – за обеспечение качественной разработки механизмов реализации проектов в электроэнергетической отрасли на условиях государственно-частного партнерства; 

председателя правления АО «Узбекэнерго» Мустафоева У.М. – за обеспечение своевременной разработки, согласования и утверждения проектной документации, осуществление строительства и ввода объектов, предусмотренных настоящим постановлением. 

2. Министерству финансов совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить направление части заемных средств международных финансовых институтов, привлекаемых к реализации Государственной программы «Обод кишлок», на строительство и модернизацию низковольтных сетей в размере не менее 100 млн. долл. США в 2019-2020 годах. 

3. Принять к сведению, что в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2012 года № ПП–1705 и от 2 августа 2012 года № ПП–1795 реализуется проект «Внедрение автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии. Система учета потребления электрической энергии потребителей 0,4 кВт Бухарской, Джизакской и Самаркандской областей Республики Узбекистан» с участием Азиатского банка развития (далее – АСКУЭ Фаза 1). 

Согласиться с предложениями Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям и АО «Узбекэнерго» о: 

а) реализации проектов по дальнейшему внедрению АСКУЭ в остальных регионах республики за счет заемных средств Азиатского банка развития в размере 300 млн. долл. США, предусмотренных для реализации проекта «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета потребления электрической энергии в Андижанской, Наманганской, Ферганской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях (АСКУЭ Фаза 4)»; 

б) заключении дополнительных соглашений с: 

компанией-подрядчиком, определенным по результатам международного тендера в рамках проекта АСКУЭ Фаза 1, по созданию единого республиканского центра обработки данных АСКУЭ за счет средств Азиатского банка развития, сэкономленных в рамках реализации данного проекта; 

консорциумом консалтинговых компаний «CESI S.P.A / AF MercadosEnergyMarketsInternational S.A / Sharifa.com» (Италия/Испания/Узбекистан) по разработке тендерной документации на проведение международных тендерных торгов для приобретения современных приборов учета и сопутствующего оборудования, необходимых для внедрения АСКУЭ по всей территории республики. 

Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям (Вафаев Ш.А.) ответственность за обеспечение координации: 

разработки тендерной документации по приобретению современных приборов учета и сопутствующего оборудования для внедрения АСКУЭ с учетом участия в закупочных процедурах отечественных производителей, создания сервисных центров обслуживания АСКУЭ и приборов учета на территории страны, а также других интересов Республики Узбекистан; 

ускоренного проведения международных тендерных торгов по закупу современных приборов учета и сопутствующего оборудования за счет заемных средств Азиатского банка развития, обеспечивающего завершение внедрения АСКУЭ по всей территории республики не позднее 1 декабря 2021 года. 

АО «Узбекэнерго» обеспечить при закупе приборов учета и сопутствующего оборудования у отечественных производителей соответствие их технических параметров требованиям тендерной документации, разрабатываемой для проведения международных тендерных торгов. 

4. Бюро принудительного исполнения обеспечить в 2019-2021 годах ежегодное выделение АО «Узбекэнерго» на безвозмездной основе средств из Фонда развития Бюро принудительного исполнения в размере 400 млрд. сумов, не подлежащих налогообложению, для параллельного финансирования закупа приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования на основе отбора наилучших предложений отечественных производителей. 

5. Утвердить План практических мер по реформированию электроэнергетической отрасли согласно приложению № 2. 

6. Образовать Комиссию по реформированию электроэнергетической отрасли (далее – Комиссия) в составе согласно приложению № 3, возложив на нее совместно с Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка: 

а) разработку до 1 мая 2019 года долгосрочной инвестиционной программы расширения, модернизации и диверсификации генерирующих мощностей на период до 2030 года, с доведением генерирующих мощностей до 20 тыс. МВт; 

б) разработку до 1 марта 2019 года современной схемы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии, предусмотрев при этом широкое привлечение частных, включая иностранных, прямых инвестиций в предприятия по производству и распределению (реализации) электрической энергии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, при сохранении полного государственного контроля за транспортировкой электроэнергии, а также постепенное формирование современного оптового рынка электроэнергии на основе конкурсных закупок продукции непосредственно у генерирующих предприятий; 

в) подготовку и утверждение до 1 апреля 2019 года методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан; 

г) обеспечение внедрения в 2019 году современных форм и методов корпоративного управления, международных стандартов финансовой отчетности на предприятиях электроэнергетической отрасли, а также выпуск и размещение корпоративных облигаций предприятий отрасли на международных рынках; 

д) утверждение до 1 декабря 2018 года "Дорожной карты" по разработке нормативно-правовой базы, процедур и регламентов государственно-частного партнерства в электроэнергетической отрасли; 

е) проработку с потенциальными инвесторами новых инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики на условиях государственно-частного партнерства, исходя из имеющейся ресурсной базы, современных технологических тенденций и использования альтернативных источников электроэнергии. 

7. Комиссии (Арипов А.Н.) в срок до 15 декабря 2018 года внести проект Указа Президента Республики Узбекистан об образовании Министерства энергетики Республики Узбекистан, возложив на него весь комплекс вопросов организации и регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса республики. 

8. Государственному комитету по инвестициям совместно с АО «Узбекэнерго» и Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан обеспечить начало с 2019 года: 

совместно с Международной финансовой корпорацией реализации пилотного проекта по строительству солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области на основе конкурсного отбора; 

совместно с международными финансовыми институтами реализации пилотных проектов по строительству парогазовой установки на одной из теплоэлектростанций страны, а также модернизации распределительных сетей электроэнергии в городах Андижан, Наманган, Фергана на условиях государственно-частного партнерства; 

совместно с международными финансовыми институтами разработки основных параметров технико-экономического обоснования по проекту «Долгосрочная аренда распределительных сетей г. Ташкента». 

9. Установить, что оплата за электрическую энергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями АО «Узбекгидроэнерго», производится по тарифам, формируемым в размере 85 процентов от конечного тарифа для потребителей - физических лиц. 

10. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Фонда реконструкции и развития, Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Узпромстройбанк», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» о: 

пролонгации сроком на 3 года кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, выданных на софинансирование проектов АО «Узбекэнерго», с соответствующим продлением сроков окончательных платежей и реструктуризацией обязательств рефинансирующих банков согласно приложению № 4; 

переоформлении с АО «Узбекэнерго» на АО «Узбекгидроэнерго» ранее выданного кредита для финансирования инвестиционного проекта «Модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС с заменой рабочих колес». 

Министерству финансов Республики Узбекистан внести в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам АО «Узбекэнерго» изменения, вытекающие из настоящего постановления. 

11. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в республике филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Российская Федерация). 

12. Кабинету Министров Республики Узбекистан: 

принять меры по привлечению организаций, на профессиональной основе занимающихся подбором кадров, для найма высококвалифицированных менеджеров в энергетической отрасли; 

совместно с Генеральной прокуратурой в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий, в том числе совершенствование процедур подключения альтернативных производителей электроэнергии к единой энергетической системе и реализацию проектов на условиях государственно-частного партнерства. 

13. АО «Узбекэнерго» совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами: 

в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан регламент подключения к единой энергетической системе субъектов предпринимательства, производящих электрическую энергию, в том числе из альтернативных источников энергии; 

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего постановления. 

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А.С. 

Президент Республики Узбекистан                                            Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 23 октября 2018 года.