О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства

02/02/2017 - 12:16 4816

Постановление Президента Республики Узбекистан

За последние годы в Узбекистане созданы благоприятные условия по обеспечению надежной защиты частной собственности, ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. 

Приняты комплексные организационно-правовые меры по кардинальному повышению качества и доступности предоставления государственных услуг предпринимательским структурам. 

Созданными в районах и городах едиными центрами по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее – центры «одно окно») осуществляется значительная работа по обеспечению прозрачности прохождения регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур с широким внедрением современных информационно-коммуникационных технологий. 

Вместе с тем анализ проведенной работы в этой сфере свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, установления вертикали управления центрами «одно окно», определения системного подхода к организации и координации деятельности, а также их взаимодействия с другими государственными структурами. 

В целях дальнейшего повышения качества, доступности и прозрачности оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, усиления гарантий защиты их прав и законных интересов, а также обеспечения эффективности прямого диалога с народом на местах: 

1. Принять предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента, Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о передаче центров «одно окно» из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан. 

Установить, что государственная регистрация всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств, осуществляется центрами «одно окно». 

2. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан следующие дополнительные функции: 

осуществление общего руководства деятельностью центров «одно окно», включая укрепление их материально-технической базы, повышение квалификации работников центров «одно окно»; 

обеспечение контроля за соблюдением уполномоченными органами законодательства при оказании государственных услуг через центры «одно окно», внесение их руководителям обязательных для рассмотрения представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих; 

проведение системного анализа эффективности деятельности центров «одно окно», государственных органов и других организаций по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства, внедрения в данный процесс современных информационно-коммуникационных технологий; 

подготовка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области оказания государственных услуг через центры «одно окно» с учетом передового международного опыта. 

3. Образовать Республиканскую комиссию по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства (далее – Республиканская комиссия) в составе согласно приложению № 1. 

Определить основными задачами Республиканской комиссии: 

разработку и реализацию организационных, правовых и иных мер, направленных на повышение качества, доступности и прозрачности государственных услуг, в том числе оказываемых через центры «одно окно»; 

координацию деятельности и обеспечение взаимодействия государственных органов и иных организаций в области оказания государственных услуг; 

проведение системного анализа состояния работы в сфере оказания государственных услуг; 

выявление проблем, выработку предложений и принятие практических мер по дальнейшему совершенствованию системы оказания государственных услуг и развитию предпринимательской деятельности, в том числе посредством установления прямого диалога с народом на местах. 

4. Республиканской комиссии в двухнедельный срок: 

разработать и утвердить порядок деятельности Республиканской комиссии; 

создать и организовать деятельность территориальных комиссий по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства в Республике Каракалпакстан, областях и г.Ташкенте, районах и городах (далее – территориальные комиссии). 

Установить, что территориальные комиссии возглавляют соответственно прокуроры Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента, районов и городов. 

5. Образовать в структуре Министерства юстиции Республики Узбекистан Управление по координации и развитию оказания государственных услуг на базе Управления государственной регистрации юридических лиц, соответственно в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и г.Ташкента его отделы в пределах общей штатной численности. 

Определить Управление по координации и развитию оказания государственных услуг Министерства юстиции Республики Узбекистан и его отделы на местах рабочими органами соответственно Республиканской комиссии и территориальных комиссий. 

6. Утвердить: 

График внедрения в 2017 году дополнительных государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», согласно приложению № 2; 

Перечень поэтапно внедряемых в 2018-2020 гг. государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», согласно приложению № 3. 

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан разработать и утвердить: 

в месячный срок План мероприятий по реализации Графика внедрения в 2017 году дополнительных государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно»; 

в двухмесячный срок График поэтапного внедрения в 2018-2020 гг. государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно»; 

в срок до 1 сентября 2017 года План мероприятий по реализации Графика поэтапного внедрения в 2018-2020 гг. государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно». 

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий по внедрению государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», указанных в приложениях №№ 2 и 3. 

8. Отменить с 1 января 2018 года требование об обязательном оформлении разрешений и лицензий, выдаваемых через центры «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме путем создания возможности получения посредством комплекса информационных систем «Лицензия» сведений о выданных, приостановленных, возобновленных, переоформленных, аннулированных, а также прекращенных действием разрешениях и лицензиях. 

9. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства экономики и Министерства юстиции Республики Узбекистан о запуске в первом квартале 2017 года комплекса информационных систем «Лицензия», обеспечивающего: 

прием государственными органами и иными организациями, оказывающими государственные услуги через центры «одно окно», заявлений о выдаче документов разрешительного характера и лицензий в сфере предпринимательской деятельности (далее – разрешения и лицензии); 

удаленный доступ к информации о порядке и сроках получения разрешений и лицензий в удобной для субъектов предпринимательства форме; 

автоматизацию разрешительных и лицензионных процедур в сфере предпринимательской деятельности с возможностью представления субъектами предпринимательства заявлений о выдаче разрешений и лицензий в электронной форме; 

возможность отслеживания хода и результата рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и лицензий, вне зависимости от места и способа обращения субъектов предпринимательства по государственным услугам, оказываемым через центры «одно окно»; 

возможность получения информации из реестров разрешений и лицензий. 

10. Уполномоченным органам, оказывающим государственные услуги через центры «одно окно», указанным в приложении № 2: 

в месячный срок совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством юстиции и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих представлению посредством межведомственного электронного взаимодействия, и внести в Кабинет Министров предложения по отмене требований о представлении субъектами предпринимательства устаревших и не отвечающих современным требованиям документов и сведений; 

начиная с установленных сроков исключить практику принятия непосредственно от субъектов предпринимательства заявлений об оказании государственных услуг, включенных в График; 

на системной основе принимать меры по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства в сфере оказания государственных услуг. 

11. Установить, что вся сумма государственной пошлины, поступающая за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, и средства в размере 10 процентов от суммы уплачиваемых государственных пошлин и сборов за государственные услуги, оказываемые через центры «одно окно», зачисляются на специально открытый лицевой счет Министерства юстиции Республики Узбекистан в качестве источника финансирования деятельности центров «одно окно» с дальнейшим направлением поступающих средств на содержание, укрепление материально-технической базы, оплату труда и стимулирование работников центров «одно окно». 

12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции обеспечить в установленном порядке передачу на безвозмездной основе Министерству юстиции Республики Каракалпакстан, управлениям юстиции областей и г.Ташкента зданий и сооружений центров «одно окно», находящихся в государственной собственности, а также принадлежащих им оборудования, инвентаря, документации и иного имущества. 

13. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления. 

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б. 


Президент Республики Узбекистан                            Ш.Мирзиёев 


Город Ташкент,1 февраля 2017 года. 

 

* * * 
 
 
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к постановлению Президента Республики Узбекистан
«О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов 
оказания государственных услуг субъектам предпринимательства»



Открытый диалог с народом, проводимые встречи с субъектами предпринимательства показали, что в системе прохождения лицензионных и разрешительных процедур, подключения к инженерно-коммуникационным сетям сохраняется ряд системных проблем, препятствующих эффективной организации оказания государственных услуг по принципу «одно окно». 

Субъекты предпринимательства все еще вынуждены обращаться в различные государственные структуры и инстанции для начала своей деятельности, недостаточно используются возможности современных информационно-коммуникационных технологий в процессе оформления лицензий и разрешительных документов, большинство государственных услуг, к сожалению, оказывается традиционным способом в бумажной форме. 

Как показывает зарубежный опыт, такие институты, как центры «одно окно», играют важную роль в обеспечении доступности и прозрачности государственных услуг, повышении эффективности деятельности государственных органов по своевременному оказанию содействия предпринимательским структурам. 

С учетом поднятых субъектами предпринимательства проблем и предложений, результатов проведенных изучений принято постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства». 

Предусмотренные постановлением меры направлены на недопущение волокиты, бюрократических барьеров и формализма в процессе оказания предпринимательским структурам государственных услуг, кардинальное повышение их качества и эффективности путем широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий. 

Постановлением функционирующие в районах и городах единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» передаются из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволит установить вертикаль управления ими, определить системный подход к организации их деятельности и взаимодействия с другими государственными органами. 

Осуществление государственной регистрации всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств, возлагается на центры «одно окно». Данная мера направлена на создание единой системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства взамен действующей разрозненной системы. 

Министерство юстиции Республики Узбекистан определено в качестве уполномоченного органа, осуществляющего общее руководство деятельностью центров «одно окно», контроль за соблюдением законодательства об оказании государственных услуг субъектам предпринимательства. 

Для выполнения указанных задач в структуре Министерства юстиции Республики Узбекистан образовано Управление по координации и развитию оказания государственных услуг с отделами на местах. 

В целях оперативного решения проблемных вопросов, препятствующих качественному и эффективному оказанию государственных услуг через центры «одно окно», образуются Республиканская и территориальные комиссии по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства. 

Данные комиссии на системной основе будут заниматься выявлением проблем и принятием необходимых мер, направленных на повышение качества, доступности и прозрачности государственных услуг, в том числе посредством установления прямого диалога с народом на местах. 

Практика оформления центрами «одно окно» 16 видов разрешительных документов для предпринимательской деятельности без посещения других структур способствовала устранению волокиты, излишних затрат времени и средств субъектов предпринимательства. 

В целях дальнейшего расширения указанной положительной практики постановлением предусматривается поэтапное внедрение механизма оформления через центры «одно окно» дополнительно 86 видов самых востребованных лицензий и разрешений. 

Таким образом, для получения указанных лицензий и разрешений субъекты предпринимательства напрямую, без посещения других структур, могут обратиться в центры «одно окно», которые выдают их в четко определенные сроки. Центры «одно окно» самостоятельно осуществляют все необходимые процедуры согласования выдачи лицензий и разрешений с другими ведомствами, без участия субъекта предпринимательства. 

Кроме того, с 1 января 2018 года отменяется требование об обязательном оформлении лицензий и разрешений, выдаваемых через центры «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме путем создания возможности получения посредством комплекса информационных систем «Лицензия» сведений о выданных, приостановленных, возобновленных, переоформленных, аннулированных, а также прекращенных действием разрешениях и лицензиях. 

В первом квартале 2017 года будет запущен комплекс информационных систем «Лицензия», который предоставит субъектам предпринимательства возможность: 

получения государственной услуги в электронной форме по принципу «одно окно», не посещая другие ведомства; 

удаленного доступа в удобной форме к информации о порядке и сроках получения разрешений и лицензий, а также к информации из реестров разрешений и лицензий; 

отслеживания хода и результата рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и лицензий, вне зависимости от места и способа обращения по государственным услугам, оказываемым через центры «одно окно». 

Реализация постановления, несомненно, будет способствовать переходу на качественно новый уровень оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, укреплению доверия населения к государству, а также воплощению в жизнь благородной идеи – «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».