Узбекистан вошел в число топ-10 стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в международном докладе "Ведение бизнеса 2016"

29/10/2015 - 19:06 9575

Реалии сегодняшнего дня стали неоспоримым доказательством эффективности выработанной Президентом нашей страны Исламом Абдуганиевичем Каримовым «узбекской модели» перехода к рыночной экономике, основанной на пяти ключевых принципах: приоритет экономики над политикойгосударство – главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики и эволюционный, поэтапный путь рыночных реформ.

Руководствуясь этими принципами, за годы независимости в стране создана нормативно-законодательная база, государственные и рыночные институты. За прошедший период экономика нашей страны выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населения – в 9 раз. В последнее десятилетие ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта превышают 8%, что является одним из самых высоких показателей в мире. Объем валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательской способности увеличился в 4 раза и составляет сегодня более 6,5 тыс. долл.

Если в первые годы независимости в Узбекистане частного предпринимательства практически не существовало, то сегодня более 90% всех хозяйствующих субъектов – это предприятия малого и частного бизнеса. На долю малого бизнеса приходится сегодня свыше 56% валового внутреннего продукта, почти 32% производимой промышленной и практически вся сельскохозяйственная продукция. Именно частный сектор является основным источником роста доходов населения нашей страны.

Только за последние 4 года принято более 15 законов, направленных на повышение роли и защиту частной собственности, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе законы «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве». Отменено 186 разрешительных и лицензионных процедур, 65 форм статистической и 6 форм налоговой отчетности. Полностью переведены в электронную систему процедуры сдачи налоговой и статистической отчетности, а также процедуры таможенного оформления.

На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. Внедрен открытый и прозрачный механизм широкого вовлечения субъектов малого бизнеса в процесс государственных закупок.

Разработанная в начале текущего года Президентом страны Программа дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015-2019 годы воплотила в себя семь ключевых направлений, которые напрямую связаны с кардинальным повышением роли и значения частного сектора в процессах модернизации экономики и повышении ее эффективности.

Проводимые реформы в сфере предпринимательской деятельности получают широкое признание со стороны ведущих международных организаций, таких как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международная финансовая корпорация, ПРООН, а также правительств зарубежных стран.

Так, в опубликованном 27 октября 2015 года докладе Всемирного банка и Международно финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» (Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency) Узбекистан занял 87-е место среди 189 стран мира, что существенно выше по сравнению с 141-ым местом, которое занял Узбекистан в предыдущем отчете «Ведение бизнеса». При этом, Узбекистан вошел в пятерку стран с наибольшим улучшением своего рейтинга.

Последовательное улучшение на протяжении последних нескольких лет рейтинга страны в отчете «Ведение бизнеса» свидетельствует о результативности практической реализации принятых за последние годы под руководством Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова мер по улучшению инвестиционного климата и деловой среды. В подтверждение этому, в нынешнем докладе Всемирного банка Узбекистан отмечен среди топ-10 стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса за 2014-2015 годы. При этом эксперты Всемирного банка повысили позиции Узбекистана в 8 из 10 индикаторов отчета.

Наиболее существенное улучшение в рейтинге страны отмечено по получению кредита (42-е место, +63 позиций), что явилось следствием практической реализации Законов Республики Узбекистан «Об обмене кредитной информацией», «О залоговом реестре» и других нормативно-правовых актов, которые способствовали дальнейшему совершенствованию механизмов залогового обеспечения и созданию и функционированию современного, единого залогового реестра, а также повышению эффективности деятельности ООО «Кредитное бюро «Кредитный информационно-аналитический центр».

В результате, по данному показателю Узбекистан опередил такие страны, как Швейцария (59), Нидерланды, Франция, Япония, Китай (79), Италия, Бразилия (97), Канада (109) и др.

Значительное улучшение также отмечено по уровню регистрации предприятия (42-е место, +22 позиции), чему способствовали практическое внедрение упрощенной системы государственной регистрации через сеть Интернет и совершенствование системы «одно окно» при регистрации субъектов предпринимательства.

Следует отметить, что в результате принятых за последние годы мер по значительному упрощению процедур создания бизнеса, сегодня в Узбекистане на открытие бизнеса затрачивается меньше времени, чем, к примеру, в Японии в 1,5 раза, России и Германии – в 1,6 раза, Греции и Израиль – в 2 раза, Испании – в 2,2 раза, Германии – в 1,9 раза, Украине – в 2,8 раза, Индии – в 4,5 раза, Китае – в 4,8 раза и Бразилии – в 12,8 раза.

Ещё одним направлением рейтинга, существенно улучшившимся в новом отчете, является регистрация собственности (87-место, + 26 позиций). Улучшение рейтинга связано с дальнейшим совершенствованием процедур оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». Так, с 1 января 2015 года запрещено при оказании государственных услуг истребование госорганами и иными организациями от субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в других госорганах и иных организациях, в том числе справок об отсутствии налоговой задолженности или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов субъекта предпринимательства, лицензий и документов разрешительного характера.

В результате, на сегодняшний день в Узбекистане регистрация собственности осуществляется намного быстрее, чем во Франции, Бельгии, Израиль, Аргентине, Индии, Словении и др.

Также, улучшился рейтинг страны по налогообложению (115-е место, +2 позиции) за счет снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. При этом, согласно данным Всемирного банка, уровень налоговой нагрузки в Узбекистане значительно ниже, чем в США, Канаде, Германии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Греции, Японии, Китае, Индии, России и ряде других стран.

Согласно последнему рейтингу Узбекистан вошел в первую сотню стран по таким направлениям, как обеспечение исполнения контрактов (32-место), регистрация бизнеса (42), кредитование (42), разрешение неплатежеспособности (75), регистрация собственности (87) и защита миноритарных инвесторов (88).

При этом следует отметить, что Узбекистан является 4-й страной мира, в которой меньше всего времени затрачивается на разрешение коммерческих споров в хозяйственных судах.

Доклад «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» является 13-ым выпуском ежегодного издания Группы Всемирного банка, который производит оценку регулятивных норм в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

10-й год подряд мировой рейтинг по легкости условий для предпринимательской деятельности возглавляет Сингапур. В пятерку лучших также вошли Новая Зеландия, Дания, Республика Корея и Гонконг (Китай).